Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Сибирский федеральный округ Томская область

16 февраля 2023 года Интервью заместителя прокурора Томской области Валерия Александрина областной ежедневной газете «Красное Знамя»

Или пить, или рулить…

Достаточны ли меры в борьбе с нетрезвыми водителями

Численность сообщений в СМИ, социальных сетях о дорожно-транспортных происшествиях, грубых нарушениях ПДД, некорректности поведения водителей в последнее время заметно выросла.

В середине декабря прошлого года большой общественный резонанс вызвала авария на трассе Томск - Мариинск, когда в результате столкновения грузовика с автомобилем скорой помощи погибли четыре сотрудника Перинатального центра, спешившие к пациентке. Сообщалось, что водитель грузовика находился в состоянии опьянения.

Известны факты, когда лица, лишенные водительских прав, в том числе за нетрезвое вождение, игнорируют запреты и продолжают управлять транспортными средствами в пьяном виде. По данным ГИБДД, только за неделю было задержано 38 пьяных водителей. На сайте прокуратуры области достаточно часто размещается информация об осуждении лиц, повторно управлявших автотранспортом в состоянии опьянения.

Об этом мы поговорили с заместителем прокурора Томской области Валерием АЛЕКСАНДРИНЫМ.

- Валерий Иванович! Когда пьяное вождение становится преступлением?

- Начнем с истории введения уголовной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. В некоторых источниках указывается, что впервые в мире за вождение в пьяном виде был наказан в 1897 году лондонский таксист, который после употребления 2-3 кружек пива, не справился с управлением и врезался в дом. За это на него наложен был штраф 20 шиллингов.

Если проанализировать советское и российское законодательство, то долгое время не разграничивалось наказание за нарушение ПДД трезвых и нетрезвых водителей. Лишь в 1956 году введена административная ответственность за пьяное управление автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом.

В 1968 г. в Уголовном кодексе РСФСР появилась ст. 211.1, в соответствии с которой преступлением признавалось повторное в течение года управление транспортом в пьяном виде, за что виновный мог лишиться не только водительских прав до трех лет, но и быть приговорен к уголовному наказанию вплоть до лишения свободы.

Данная норма просуществовала до 1992 года, после чего вплоть до 2015 года пьяное вождение наказывалось только в административном порядке.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. УК РФ дополнен новой ст. 264.1 «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию».Название говорит само за себя – уголовное дело может быть возбуждено, если лицо, будучи подвергнутым административному наказанию, вновь управляет транспортным средством в нетрезвом виде.

Замечу, что к находящимся в состоянии опьянения, неважно – алкогольного или наркотического, приравниваются и водители, которые не выполнили законные требования уполномоченных сотрудников о прохождении медицинского освидетельствования. Таких тоже немало.

Однако мер по борьбе с «пьяными водителями» оказалось недостаточно, в целом по России сложилась устойчивая тенденция к росту повторных преступлений, что говорило о неэффективности действующих санкций.

В июле 2021 года в УК РФ внесены изменения – в ст. 264.1 появилась часть 2, которая устанавливает уголовную ответственность за управление механическими транспортными средствами в состоянии опьянения лиц, имеющих судимость за аналогичное деяние или нарушение ПДД и эксплуатацию транспортных средств в состоянии опьянения, предусмотренными частями 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ.

Кроме того, в июле 2022 года законодатель предусмотрел конфискацию транспортного средства пьяного водителя.

- Как складывается практика назначения уголовного наказания за управление транспортными средствами в состоянии опьянения ранее судимых за аналогичные деяния?

- За такие преступления предусмотрены различные виды уголовных наказаний: штраф от 300 до 500 тысяч руб., или в размере заработка осужденного за период от 2 до 3 лет, или исправительные работы до 2 лет, или ограничение свободы до 3 лет, или принудительные работы до 3 лет, или лишение свободы до 3 лет.

Дополнительно, наряду с одним из перечисленных основных видов наказаний, виновный подлежит лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, как правило, связанной с управлением транспортными средствами, на срок до шести лет.

В прошлом году суды области вынесли приговоры в отношении чуть более ста человек, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения и имевших непогашенную судимость за аналогичное деяние.

Если в 2021 году реальное лишение свободы назначалось примерно 40% осужденных, то в прошлом году – более чем трем четвертям (77,2%).

Ужесточение наказания обусловлено как общественной опасностью данного деяния, обеспечением справедливости наказания, так и целью предупредить совершение новых преступлений.

У нас были случаи, когда граждане, будучи по 3-4 раза судимыми к наказаниям, не связанным с лишением свободы, не имея права на управление транспортными средствами, продолжали управлять автомобилями в нетрезвом состоянии. Предыдущие привлечения к уголовной ответственности не повлияли на их поведение. Скорее, гуманное наказание, шанс исправиться породили веру в безнаказанность, вседозволенность, неуважительное отношение к закону. Согласитесь, это недопустимо. Пьяный водитель ставит под угрозу не только свою жизнь и здоровье, но и других участников дорожного движения.

Вопросы назначения наказания за повторное управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии поставлены в прокуратуре на особый контроль.

Государственные обвинители при участии в рассмотрении судами таких уголовных дел стали строже подходить к формированию своей позиции по мере наказания, исходить из конкретных обстоятельств совершения преступления, данных, характеризующих личность виновного, больше уделять внимания оценке влияния предыдущего наказания.

Если в предыдущие годы лица, совершившие такие преступления во второй раз, крайне редко направлялись в колонию, то в настоящее время правоприменительная практика изменилась: если человек не сделал должных выводов после первого приговора, то заслуживает более строгого наказания.

Например, житель Шегарского района за управление автомобилем в состоянии опьянения в прошлом году был приговорен к 300 часам обязательных работ с лишением права управлять транспортными средствами, однако не прошло и месяца после осуждения, в июле он вновь задержан пьяным при управлении машиной. Суд согласился с предложением обвинителя, определив осужденному лишение свободы на 1 год 6 месяцев 10 дней.

По ряду дел, посчитав наказание, не связанное с изоляцией от общества, мягким, прокуроры обжаловали приговоры в суды вышестоящих инстанций и нашли там понимание.

К примеру, Томский областной суд согласился с доводами прокурора о несправедливости условного лишения свободы жителю г. Томска, который, будучи судимым в 2016 г. по ст. 264.1 УК РФ, в 2021 г. угнал автомобиль и управлял им в нетрезвом состоянии. Приговор районного суда изменен – осужденный направлен в исправительную колонию.

Хотя с момента первой судимости прошел значительный срок, однако стойкого правопослушного поведения у человека не сформировалось. Оставлять его при таких обстоятельствах на свободе чревато совершением новых преступлений.

- Человек, уже наказан в административном порядке, осужден за аналогичное нарушение, то есть знает последствия своего поведения. Что побуждает повторно сесть за руль в нетрезвом состоянии?

- В ходе расследования и в суде, конечно, выясняются мотивы совершения преступления. Должен сказать, что каких-то исключительных уважительных причин нет. Приведу несколько примеров. Дважды судимый за управление автомобилем в состоянии опьянения 37-летний стрежевчанин в третий раз был задержан при возвращении домой после того, как выпил только что купленное в магазине пиво. Поскольку новое преступление совершено через полгода после последнего приговора в период условного осуждения, поездка в магазин любителю пива обошлась в два года лишения свободы, после отбытия которого он три года не может управлять транспортными средствами.

Нигде не работавший северчанин, будучи дважды судим к обязательным работам по ст. 264.1 УК РФ, в июле (не прошло и трех недель со дня вынесения последнего приговора) в нетрезвом состоянии перегонял в Северск свой автомобиль «HondaFit» из автосервиса, расположенного в г. Томске. А затем ночью в сентябре опять ездил в г. Томске на другой своей машине «Mazda». Итог – 1 год 8 месяцев 15 дней лишения свободы.

У некоторых под влиянием спиртного вдруг просыпаются родственные чувства. К примеру, в Асиновском районе у молодого человека возникло острое желание навестить бабушку, проживающую в одном из сел, к которой он отправился после 23 часов.

Не единичны случаи, когда поездка совершается для приобретения спиртного.

Так, когда у жителя пос. Белый Яр дома закончилось спиртное, он на мотоцикле съездил за водкой в магазин. Ночью вновь оправился в кафе за новой порцией алкоголя, после распития которого во время поездки по селу остановлен сотрудниками полиции. Примечательно, что за полтора месяца до случившегося мужчина был осужден к обязательным работам за аналогичные действия. В соответствии с предложениями прокурора мужчина проведет 10 месяцев в колонии-поселении.

В октябре прошлого года Северский городской суд осудил к двум с половиной годам лишения свободы мужчину, который после употребления алкоголя с разрешения хозяйки автомобиля повез ее с подругой в пять часов утра на озеро, где они продолжили выпивку. При возвращении, увидев сотрудников ГИБДД, остановился, пытался пересесть на заднее пассажирское сидение, однако это его не спасло.

Все достаточно банально – уверенность в том, что не понесут ощутимой ответственности, чувство безнаказанности, нежелание менять своего поведения приводят к тому, что люди вновь садятся пьяными за руль.

- Расскажите о конфискации транспортных средств.

- Федеральным законом от 14 июля 2022 года, введенным в действие с 25 июля, внесены изменения в ст. 104.1 УК РФ, в соответствии с которой предусмотрена конфискация транспортного средства, принадлежащего осужденному и использованного им при управлении в состоянии опьянения, или будучи лишенным права управления транспортным средством.

Авторы законопроекта обосновали введение такой меры уголовно-правового характера необходимостью воздействия на злостных нарушителей.

Думаю, что это оправданно. Судебная практика красноречиво свидетельствует о том, что запрет заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортом, лишение водительских прав, не всегда останавливают от повторных аналогичных нарушений. Транспортное средство – это источник повышенной опасности. И если его владелец не соблюдает правила обращения с ним, не понимает, какую угрозу для окружающих представляет его своевольное поведение, тогда остается лишить его этого источника повышенной опасности.

Прокуроры при наличии всех предусмотренных в законе оснований предлагают судам обратить транспортные средства в доход государства. По имеющимся данным, в 2022 году эта мера применена к 15 осужденным, за январь нынешнего года – пять.

Например, в декабре прошлого года Кировский суд г. Томска конфисковал автомобиль «Mercedes-benzGLK 300», собственник которого - финансовый директор одного из ООО, повторно управлял им в нетрезвом состоянии.

Надо заметить, что в доход государства обращались не только автомобили отечественного и зарубежного производства. В Александровском районе в доход государства обращен мопед. Была и конфискация мотоцикла.

Как видите, наказание – неизбежно.

Новость на сайте Прокуратуры РФ Томской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2023:02:16 10:08 (МСК)

Тема: Преступления, связанные с алкоголем, наркотиками и другими возбуждающими средствами, ГИБДД, ДПС, ДТП

Законодательство: Статья 211 УК РФ Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

Регионы России: СФО, Томская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Томская область

Последние новости

Все новости