Календарь новостей

Королев Виктор Петрович

Виктор Петрович Королев начал работать в прокуратуре, учась на третьем курсе Всесоюзного заочного юридического института (ныне Московская государственная юридическая академия). В систему транспортной прокуратуры пришел в феврале 1980 года, став Бологовским транспортным прокурором. В 1986-м был переведен на должность Ленинград-Витебского транспортного прокурора, с которой и ушел в отставку в 1990-м году в звании старшего советника юстиции.

Виктора Петровича Королева во время его службы в транспортной прокуратуре боялись все проводники. Больно подозрительно он себя вел в поездах во время командировок – сидит и все что-то пишет. «Наверное, о нас что-нибудь», – опасались сотрудники железной дороги. А Виктор Петрович в это время, забыв обо всем, сочинял стихи. Но работа в жизни прокурора-поэта всегда была на первом месте. К ней он готовился смолоду.

Отец Виктора Петровича Королева не дожил до Победы всего несколько дней – погиб 6 мая 1945 года под Берлином. Не увидел он и своего сына, родившегося 20 июля 1945 года в Дубне, куда жену направили после расформирования медсанбата. «Мы не шикарно ели, не шикарно одевались, но ведь это же в жизни не самое главное», - говорит Виктор Петрович о своем детстве. По его мнению, отсутствие материальных благ с лихвой компенсировалось душевной теплотой окружающих (Королев до сих пор помнит свою первую учительницу Марью Викентьевну Старикову, послужившую прообразом героини «Сельской учительницы»), книгами, интересными пионерскими и комсомольскими делами. Уже в 14 лет Виктор встал во главе штаба пионерских патрулей, после 8 класса пришел работать на оборонный завод, где тоже командовал комсомольскими патрулями, а в 16 стал уже инспектором комиссии по делам несовершеннолетних по работе с трудновоспитуемыми подростками (при исполкоме Дубнинского городского совета народных депутатов), внештатным инструктором наркома комсомола. Работал с трудными ребятами, с призывниками. Общественная жизнь оказалась первой ступенькой на пути к будущему юридическому поприщу.
У кого-то из «старших товарищей» однажды возникла мысль – а нельзя ли оставить молодежный оперотряд, фактически дублировавший функции городского отдела милиции, и дружину и ликвидировать детскую комнату милиции. Вопрос решался на уровне выездной комиссии ЦК КПСС, в состав которой входил зампрокурора Московской области Михаил Лебедев (отец председателя Верховного суда). Комиссия дала Королеву путевку в Саратовский юридический университет. Но все ребята уходили в армию, пошел и он. Служил в ракетных войсках стратегического назначения, где закончил партийную школу, поступил в Ярославское военное училище тыла и финансов. В качестве начальника продслужбы полка отправился служить на космодром «Плесецк». Но сделать военную карьеру Виктору Петровичу было не суждено - по состоянию здоровья.
На гражданке он пошел работать на комбинат общественного питания – это место ему предложили как человеку, в характеристике которого значилось «достоин выдвижения на партийно-политическую и административно-хозяйственную работу». Там его направили учиться на завпроизводством. Но хозяйственником Королеву стать тоже не довелось – тянуло в правоохранительную систему.

Начальник милиции выслушал пожелания молодого человека и вынес вердикт – «поработай, поучись, а потом приходи к нам в ОБХСС – цены тебе не будет, ты же будешь иметь такой опыт». Так Виктор Петрович и проработал на комбинате до 1972 года, попутно поступив в 1969-м на факультет советского строительства Всесоюзного заочного юридического института (ныне Московская государственная юракадемия), который закончил в 74-м. К этому времени он уже работал следователем прокуратуры Саньковского района Калининской области, потом заступил на должность помощника прокурора Центрального района Калинина, служил прокурором Сандовского района.

В систему транспортной прокуратуры Виктор Петрович пришел в феврале 1980 года, став Бологовским транспортным прокурором, в зону ответственности которого входило Бологовское отделение ОЖД (ныне не существующее) – 1200 километров. Прокуратура создавалась «сызнова», пришлось подбирать коллектив, заниматься хозяйственными вопросами – ведь работать начинали в предбаннике приемника-распределителя.

Свое назначение Королев помнит хорошо. При утверждении первый секретарь обкома партии спросил: «А куда это вы его, территориала, предлагаете на транспорт?» А секретарь обкома по административным органам ответил: «Да нет, он у нас умный парень. А не справится – холку намылим».

В ведение Бологовской транспортной прокуратуры входили также все аэродромы северо-западнее железной дороги Москва-Ленинград (а авиации было много – и сельскохозяйственная, и малая), река – от Конаковского створа до одного из районов Ярославской области, город Волжск с судоремонтными заводами.

Шесть лет работы в Бологовской транспортной прокуратуре Виктор Петрович называет «взлетом творческой прокурорской деятельности» - потому что делал то, чего не делали больше нигде – например, провел на базе прокуратуры научно-практический семинар по рабочим вопросам, собрав участников со всего Северо-Запада. Впервые в практике была создана Межведомственная координационная коллегия по укреплению законности и порядка на Бологовском отделении. В нее входили представители многих ведомств. Выезжая на места, коллегия решала сразу множество вопросов и проводила серьезные «разборы полетов». А ведь в то время коллегии существовали только в Генпрокуратуре… «Королев, ты что делаешь?» - ужасались вокруг, а он продолжал начатое дело.

При МВКК был создан Университет правовых знаний – сотрудники прокуратуры и других ведомств выезжали на разные объекты и предприятия и читали лекции по вопросам права. Так что свой коллектив Королев вспоминает с теплотой - с ним он ходил даже на демонстрации (в регионе это делала единственная прокуратура - его).

В 1986 году Виктора Петровича перевели на должность Ленинград-Витебского транспортного прокурора. Объем работы увеличился в разы – под надзором оказались несколько линейных отделов милиции с отделениями и пунктами на станциях, УВД по охране метрополитена, весь метрополитен с леспромхозом в Архангельской области и даже «Метрострой» (а это был конгломерат более двух десятков различных организаций, тысячи рабочих, два тоннельных отряда - на БАМе и Кольском полуострове) и т.д. А штат прокуратуры составляли зам по надзору за милицией, два помощника и два следователя: «Представляете масштаб? Куда хочешь – туда и посылай…»

Нарушений было много. Боролись с хищениями грузов, с простоями вагонов, с разъединением грузов и документов (и наоборот). Ну, и, конечно, осуществляли прокурорский надзор за безопасностью на железной дороге, за безопасностью судовождения и полетов. «Это очень серьезная и очень большая работа. Ведь главная задача работы транспорта, перевозки грузов – это безопасность», - говорит прокурор.

Государственную службу Виктор Петрович Королев завершил в 1990-м году в звании старшего советника юстиции. «В развале государства принимать участие не буду»,- определил он для себя и ушел в начальники юридического сектора (а потом отдела) Ленинград-Витебского отделения ОЖД. Уговорил его занять эту должность нынешний ректор ПГУПС Ковалев Виктор Иванович – тогда он был начальником этого отделения. Затем Королев продолжил трудовой путь в качестве гендиректора Межрегиональной юридической фирмы «Юристы на транспорте».

Виктор Петрович работает и сейчас – читает лекции в ПГУПСе, является адвокатом «Первой адвокатской конторы адвокатской коллегии Ленинградской области», в качестве адвоката представляет интересы ОЖД.

Виктор Петрович Королев воспитал сына и дочь, а также двух приемных детей. Родная дочь пошла по его стопам и сейчас работает младшим помощником прокурора Московского района Санкт-Петербурга.

Творческая жизнь прокурора-поэта Королева ведет отсчет с 1972 года. Очень много стихов он написал, работая Бологовским транспортным прокурором. Тогда приходилось часто ездить в командировки, поезда уходили рано: «Пройдешься от дома до вокзала, спать уже не хочется, сядешь в поезд и пишешь …Это очень волновало проводников – они боялись: а что это там прокурор пишет. Чай-кофе все время предлагали. А мне было главное – побыть одному». Рецензенты высоко оценивают творчество Виктора Петровича, неоднократно участвовал он и в конкурсах чтецов. А за поэму о милиции был даже награжден памятной медалью.

Наград у ветерана труда Виктора Петровича Королева немало. И он бережно их хранит – даже те грамоты, что были получены в юности. Юности, которая дала ему путевку в жизнь.